SWOT-анализ как современный инструмент управленческого анализа
В управленческом анализе и в целом по управлению главную роль играют экспертные методы оценок, которые также являются его инструментами. Существует множество примеров таких инструментов: это SNW-анализ, STEP-анализ, PEST-анализ, балансовый метод, SWOT-анализ и другие. Самым понятным и наиболее наглядным является SWOT-анализ.
Аббревиатура SWOT была впервые введена в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес-политики профессором K. Andrews. Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
В 1965 году четверо профессоров Гарвардского университета - Leraned, Christensen, Andrews, Guth - предложили технологию использования SWOT модели для разработки стратегии поведения фирмы. Была предложена схема LCAG (по начальным буквам фамилий авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии.
Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
28 января 2022 года в Краснодарском кооперативном институте (филиале) Российского университета кооперации, под руководством преподавателя кафедры менеджмента и торгового дела Татьяны Ищенко, с участием студентов специальности Коммерция (по отраслям), проведено заседание круглого стола на тему: «Актуальность SWOT- анализа в современных условиях развития экономики, поиск путей его совершенствования».
В ходе заседания были рассмотрены следующие актуальные вопросы: развитие организации в условиях макроэкономической нестабильности, актуальность и направления развития SWOT-анализа, методика проведения SWOT-анализа.
По итогам заседания студенты пришли к выводу о том, что наличие недостатков в SWOT-анализе требует параллельного использования других современных методов исследования.
И тем не менее, именно SWOT- анализ позволяет выявить имеющиеся или вероятные проблемы предприятия, разработать дерево целей для антикризисного управления и сформулировать сценарий развития предприятия на планируемый период в целях предотвращения или вывода организации из кризиса.