Виртуальный час поэзии в ККИ РУК
Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. В рамках этой даты библиотека Краснодарского Кооперативного Института (филиала) Российского университета кооперации подготовила виртуальный час поэзии, посвященный творчеству Марины Цветаевой.
Поэзия - это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой, - на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.
Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб еще в середине 30-х годов 20-го века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15-го октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней.
Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО, на 30-й конференции, приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году, в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО.
Дата 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.
Главной целью международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!
Марина Цветаева – приглашение к чтению
Марина Ивановна Цветаева считается одним из самых выдающихся представителей Серебряного века, а также одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Свои первые стихи Цветаева писала уже в шестилетнем возрасте, причем не только на русском языке. Многие из её творений были положены на музыку и стали популярными романсами. На содержание стихов Марины Цветаевой во многом повлияла её личная жизнь.
Большинство её лучших стихов о любви были написаны в моменты сильных душевных переживаний. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября по новому стилю)1892 года в тихом Трёхпрудном переулке, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева. Шести лет от роду Марина начала писать стихи. Она делала это виртуозно, одинаково свободно на русском, французском и немецком. Её тонкой руке был дарован судьбой «пушкинский мускул».
Еще будучи гимназисткой, в 1910 году, Марина выпускает свой первый сборник стихов – «Вечерний альбом» - исповедь души за последние 2 года. Стихи никому не известной юной поэтессы не только не затерялись среди многих сборников, выходящих в начале века, но и вызвали положительные отклики таких мастеров, как Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев. Цветаева уже начинала сознавать себе цену и притом предвидела, что её «звездный час» пробьет не скоро, но пробьет непременно:
Моим стихам, написанным так рано. Мало кто из поэтов мог и умел работать так, как Цветаева, работать без перерывов, отдавая поэзии все силы, весь талант и всю жизнь. Да поэзия и была её жизнь.
5 мая 1911г. на пустынном, усеянном галькой коктебельском берегу встретились – 17-летний Сергей Эфрон и 18-летняя Марина Цветаева. Их встреча была почти мистической…
«Она собирала камешки, он стал помогать ей – пленяющий грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, в пол-лица глазами. Заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: «Если он подойдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!» Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, и вложил ей его в ладонь – изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь».
Сергей и Марина обвенчались в январе 1912 года. Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила. До революции она выпускает еще две книги, сумев сохранить свой голос среди пёстрого многоголосья литературных школ и течений.
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, чтоб было всем известно! -
Что ты любим! Любим! Любим! Любим!
-Расписывалась радугой небесной,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Годы революции и Гражданской войны были в жизни Марины Цветаевой трудными и драматичными. Неумолимое Время постоянно вторгается в такую дорогую ей личную жизнь. Сергей Эфрон уезжает на Дон, где формировалась добровольческая армия Корнилова. Белый офицер, он отныне превратился для Цветаевой в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обреченного.
Получив, наконец, «благую весть», что муж жив и находится за границей, не раздумывая 11 мая 1922 года М.Цветаева с десятилетней дочерью Алей уезжает за границу. Началась эмигрантская одиссея, затянувшаяся на долгие 17 лет – Германия, Чехия, Франция…
В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и вслед за мужем и дочерью возвращается с сыном на родину. Вернувшись в Москву в июне 1939 года, семья, наконец, воссоединилась; все вместе живут в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа Цветаевой. Марина в страшной тревоге о судьбе близких людей пишет письма Сталину и Берия, но ответа не получает.
Оставшись с сыном без работы, без жилья, и чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат решил издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут. В её стихах 1940 – 1941 годов возникает неотвратимо – как Судьба – мотив близкого конца.
Пора снимать янтарь,
Пора менять словарь,
Пора гасить фонарь
Наддверный…
«Пора снимать янтарь…» февраль 1941г.
В начале Великой Отечественной войны Марина Цветаева с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой город Елабугу на Каме. Но и там навис ужас остаться без работы.
«...постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами - крюк... Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть».
Измученная, потерявшая веру, 31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева покончила жизнь самоубийством.
Она оставила 3 предсмертные записки. Одна предназначалась её любимому сыну, её божеству:
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь - что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
Творческое наследие Марины Цветаевой объемно и разносторонне. Сотни стихов, 17 поэм, 8 драм, критика, переводы, дневники… И чем дальше, тем больше осознаем мы действительную высоту этой крылатой души, тем прочнее овладевают нашими сердцами озорные и грустные, удалые и вольные, как неуёмная русская душа, цветаевские строки:
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти
Тем гроб и надгробные плиты...
- В купели морской крещена - и в полете
Своем - непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!