Краснодарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Азбука, прошедшая века: 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова

Азбука, прошедшая века: 450 лет «Азбуке» Ивана Фёдорова


09.01.2024


450 лет назад, в 1574 г., вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова – печатная книга для обучения письму и чтению. Во Львове Иваном Федоровым была напечатана Азбука, о существовании которой долго никто не знал. Но именно при создании Азбуки особенно наглядно проявилась просветительская миссия первопечатника.

В этой книге он обобщил достижения учебной практики предшествующих веков, создал методику первоначального обучения грамоте. Иван Федоров был не только составителем и издателем первого русского печатного учебника, но и выдающимся педагогом, методистом.


Азбука набрана московским шрифтом Ивана Федорова и украшена пятью заставками и тремя концовками. Завершается книжечка двумя небольшими гравюрами: на одной изображен герб Львова на другой – типографская марка первопечатника. Этому небольшому томику – первой в нашей стране светской печатной книге – было суждено положить начало истории российских учебников.

Азбука включала алфавит, всевозможные упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. Это была, следовательно, книга для первоначального обучения славянской письменности. Так ее характеризует и сам составитель в своем кратком послесловии, которое приводим полностью: «Возлюбленный и чтимый христианский русский народ греческого закона. Не от себя написал я это немногое, но от учения Божественных апостолов и Богоносных отцов и от грамматики преподобного отца Иоанна Дамаскина, сократив до малого, сложил для скорого обучения детей. И если мои труды окажутся достойными вашей милости, примите их с любовью. А я готов трудиться и над другими угодными вам книгами, если даст Бог по вашим святым молитвам. Аминь.
Напечатано во Львове года 1574».


В отрывках, которыми завершается Азбука, даны советы родителям, ученикам и учителям. Традиционные тексты Иван Федоров превращает в целенаправленную гуманистическую программу школьного образования, содержавшую свод моральных правил. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении».

Две тысячи экземпляров учебника разошлись по городам и весям. Каждый из них помог овладеть грамотой нескольким поколениям учеников. Азбука в прямом смысле слова зачитывалась до дыр.


За четыре столетия сохранившийся экземпляр побывал в разных странах, поменял многих владельцев. В 1927 г. ее купил у букиниста в Риме известный антрепренер и искусствовед С.П. Дягилев, который восторженно писал, что нашел «потрясающую русскую книгу». Впоследствии, уже после Второй мировой войны, редчайшую книгу купил в Париже американский коллекционер Байард Л. Килгур и подарил ее библиотеке Гарвардского университета. Факсимильное воспроизведение Азбуки было опубликовано в 1955 г. В нашей стране первым обратил внимание на новооткрытый памятник Т.Н. Тихомиров, который отметил, что Азбука обогащает «наши познания в области истории культуры СССР и мировой культуры». В 1984 г. стало известно еще об одном экземпляре львовского учебника Ивана Федорова: он переплетен вместе с Азбукой Василия Бурцова, изданной в 1637 г. в Москве.

Анализ текстов для чтения, помещенных в заключительной части учебника, еще раз показал широкую образованность нашего первопечатника. Тексты отобраны из самых разных источников. Среди них Библия, западноевропейские элементарные учебники, латинские и польские «Алфавиты», труды сербских и болгарских грамматиков, учебник Иоанна Дамаскина, учтена была и русская рукописная традиция.
Как известно, Львов, куда Иван Федоров прибыл из Заблудова, преодолев многие «беды и невзгоды всяческие и самые злейшие», встретил его не очень приветливо. О своих унижениях, мытарствах и лишениях он рассказал в послесловии к львовскому Апостолу.    

Для создания и оборудования типографии на новом месте нужны были немалые средства. Поэтому Иван Федоров не раз и не два, а многократно обращался к состоятельным горожанам, «помощи прося у них и поклоны творя, к коленям припадая и простираясь перед ними на земле; капающими из глубины сердца слезами моими ноги их я омывал», но так и «не выпросил ничего умильными словами, не умолил никого многослезным рыданием». В повести звучит мотив: не для себя лично, не для своей выгоды просит он денег и предпочитал переносить «скорби и беды», лишь бы продолжать начатое дело.

Однако нашлись в городе «некоторые из меньших людей священнического чина да незнатные из мирян, которые подавали помощь». И все же, несмотря на поддержку, на все усилия вырваться из нужды, Иван Федоров не смог преодолеть финансовые затруднения. Типографию пришлось заложить. Из «преименитого града Львова» мастер переезжает в     

Острог – в родовое поместье князя К.К. Острожского, решившего издать полную славянскую Библию. Это был очень плодотворный период жизни первопечатника. В Остроге при поддержке князя-мецената он издал пять из двенадцати своих книг, в том числе и Острожскую библию. Но не сразу – несколько лет ушло на подготовительную работу.

Самым первым изданием Ивана Федорова в Остроге стала Азбука форматом чуть больше листка отрывного календаря наших дней. По сравнению с львовским учебником она дополнена параллельными грекославянскими текстами, цель которых – помочь школьникам овладеть греческим языком. На обороте ее титульного листа – герб князя Острожского и дата издания книги – 18 июня 1574 г.

Примечательно, что на последних страницах Иван Федоров опубликовал «Сказание о письменах» черноризца Храбра, рассказ о том, как Кирилл Философ впервые составил славянскую азбуку и перевел греческие богослужебные книги на славянский язык. Предполагают, что это «Сказание» в рукописном варианте подарили Ивану Федорову монахи Рыльского монастыря, и он впервые опубликовал этот драгоценный памятник, созданный в Болгарии в IX веке.

От Азбуки 1574 г. сохранилось два дефектных, но удачно дополняющих друг друга экземпляра – один в Копенгагене, другой – в тюрингском городке Гота. 

О высоком качестве учебных книг Ивана Федорова говорит то, что они легли в основу букварей, которые неоднократно печатались в Москве, Вильнюсе, Львове, Киеве, Могилеве, приобщая к грамоте многие поколения людей.

Возврат к списку