Краснодарский кооперативный институт Филиалы
Размер:
A A A
Цвет:
C C C
Изображения: Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Потребительская кооперация в наши дни: кураторский час

Потребительская кооперация в наши дни: кураторский час


26.09.2024

Да! Кооперация — дочь нужды, но она — мать благосостояния. На протяжении примерно двух последних столетий кооперация вызывает к себе возрастающий интерес. Кооперация сегодня, в начале XXI века, представляет собой весьма распространенное общественное явление.

(Из книги Вахитова К.И. «История потребительской кооперации России»)

Вот и у студентов-первокурсников направления подготовки «Экономика организаций» возникли вопросы «Что же такое кооперация», «Когда она появилась», «Какие отрасли потребительской кооперации существуют», ведь они поступили в институт системы потребительской кооперации.

26 сентября 2024 года доцент кафедры менеджмента и торгового дела, куратор учебных групп первого курса Светлана Загнитко провела кураторский час «Потребительская кооперация в наши дни», где ребята узнали, что основной целью кооператива является удовлетворение экономических, социальных и культурных потребностей своих членов. Именно это — самоцель для преобладающего большинства современных кооперативов.

Да и ранние кооперативы создавались как специфические общественные ячейки взаимопомощи и преследовали непосредственное улучшение материального положения своих пайщиков. Актуальными на все времена принципами кооперации стали: добровольность членства, демократическое управление, доступность информации, контроль пайщиков и взаимопомощь.

Кооперация сыграла свою роль и во время Великой Отечественной войны: она решала задачи снабжения и укрепления тыла, помогала фронту финансово (приобретая на значительную часть своих средств облигации госзайма) и даже передала армии большую часть своего автомобильного транспорта. После войны кооперация поддерживала государственную торговлю: за полтора года было открыто более 10 тыс. магазинов, обеспечивающих продовольствием населения в удаленных городах и рабочих поселках; в течение следующих десяти лет ей было достигнуто большинство довоенных показателей.

Однако, в процессе хаотичного перехода страны от командной экономики к рыночной потребительская кооперация понесла огромные потери (при этом продано было всего лишь 25% от общего числа утраченных объектов, а число пайщиков в первые годы после распада СССР сократилось почти вдвое); кроме того, опыт конкуренции в рыночных условиях, накопленный кооперацией до 1917 года и использованный ею вскоре после этого в годы нэпа, был забыт за все время существования СССР.

И тем не менее кооперация устояла, сумев сначала адаптироваться, а затем и начать возвращение утраченных позиций. В начале 90-х Центросоюз при поддержке Верховного Совета и Правительства Российской Федерации помог обеспечить правовые основы процесса возрождения кооперации, акцентировав внимание на ее значении как социально-ориентированной системы. И несмотря на то, что этот процесс еще далек от завершения, Центросоюз России, региональные потребсоюзы и большая часть потребительских обществ в последние годы проделали значительную работу, позволив кооперации преуспеть в конкуренции в рыночных условиях, сохранив при этом социальный смысл своей деятельности, заложенный в нее изначально.

Кооперация в России вернулась к своим первоначальным принципам, сумев сохранить конкурентоспособность в условиях рыночной экономики и продолжив выполнять свою социальную миссию.



Возврат к списку